?

Log in

No account? Create an account

Самая мощная ядерная ракета РС-20В «Воевода»/Ракета-носитель «Днепр»

« previous entry | next entry »
26th Dec 2009 | 05:57 am


Ракетные технологии сближают! archangel_kam, от нас к вам вчера ушел «подарочек»:

Учебный пуск военной ракеты РС-20В «Воевода». В хвосте пламени видно сброшенные обтюраторные кольца. © РИА Новости, Владимир Федоренко
Учебный пуск военной ракеты РС-20В «Воевода».
© РИА Новости. Владимир Федоренко


МОСКВА, 24 декабря. /ИТАР-ТАСС/. На полигоне Кура на Камчатке проведены учебные пуски ракеты РС-20В "Воевода"
«Учебные боевые блоки межконтинентальной баллистической ракеты РС-20В "Воевода" /по западной классификации — СС-18 "Сатана"/, запущенной из позиционного района Оренбургского ракетного соединения, успешно поразили условные цели на полигоне Кура на Камчатке».

Дальше — что я нарыл в поисках красивых (больше мне и не было нужно) фотографий пуска. Иллюстрации во всех новостях оказались настолько отвратными, что дали достаточно заряда, чтобы найти много хорошего.

Межконтинентальная баллистическая ракета 15А18М РС-20В «Воевода» Р-36М2 (SS-18 SATAN) в музее РВСН под Первомайском. Вид спереди. © iskatel
РС-20В «Воевода» Р-36М2 (SS-18 SATAN) в музее РВСН под Первомайском, Украина.
© iskatel

Межконтинентальная баллистическая ракета 15А18М РС-20В «Воевода» Р-36М2 (SS-18 SATAN) в музее РВСН под Первомайском. Вид сзади. © iskatel
РС-20В «Воевода» Р-36М2 (SS-18 SATAN). Заметно, что у ракеты отделена первая ступень.
Хорошо виден минометный заряд и сбрасываемые кольца. © iskatel


Lenta.ru: Оружие: Минобороны запустило "Воеводу"
«По словам представителя Минобороны, целью запуска "Воеводы" стало подтверждение ее летно-технических характеристик. Это необходимо для того, чтобы продлить срок эксплуатации ракетного комплекса "Воевода" до 23 лет. Ранее сообщалось, что время службы ракеты продлят до 30 лет».

«РС-20В "Воевода" — самая тяжелая из созданных в мире баллистических межконтинентальных ракет, принятая на вооружение в СССР в 70-80-х годах прошлого века. Ракета массой 211 тонн способна нести 10 разделяющихся ядерных боеголовок мощностью 0,5 мегатонны каждая на расстояние до 11 тысяч километров».

Минометный старт ракеты-носителя серии РС-20В из транспортно-пускового контейнера (с помощью порохового аккумулятора давления). © «Космотрас» Минометный старт ракеты-носителя серии РС-20В

1. Запуск порохового аккумулятора давления (ПАД)
2. Выход ракеты из шахты пусковой установки
3. Отделение порохового аккумулятора
4. Увод ПАД
5. Запуск двигательной установки 1-й ступени
6. Сброс обтюраторных колец
7. Полёт ракеты

Наиболее полно и структурированно о характеристиках и истории создания ракеты говорится на rbase.new-factoria.ru. Оказывается, и РС-20В, и шахты для нее делались по принципу предварительной сборки, то есть ракета собиралась (вместе с пусковой капсулой вокруг нее) прямо на заводе, до этапа 100% готовости; при транспортировке до района дислокации в ней не было только топлива и боевых зарядов. Конструкции шахты тоже собирались заранее, а потом быстро и без проблем монтировались на месте. Из интересного — чтобы ракету не повредило в шахте от сейсмического воздействия близкого ядерного удара, пусковую капсулу амортизировали: внизу, например, стояла гигантская каучуковая камера, наполненная азотом.

А вот сайт «Капустин Яр. История, техника, люди» цитирует ветеранов-ракетчиков:

«В апреле 1986 года (вероятно, в марте — прим. авт.) — пуск ракеты РС-20В из шахтной пусковой установки на площадке № 101. Ракета нормально стартует, но только выйдя из ствола шахты, вдруг начинает в нее обратно опускаться... Взрыв 200 тонн топлива ракеты внутри шахты был мощнейшим: 100-тонная защитная крыша улетела как перышко, обломки пусковой установки усеяли округу. На месте пусковой установки образовалась воронка, как кратер после извержения вулкана. Жертв не было».

«Ракета имеет повышенную стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. Конструкторы предусмотрели возможность пуска Р-36М2 даже после нанесения вероятным противником ядерного удара по позиционному району ракет. Ракета покрыта темным теплозащитным покрытием, облегчающим прохождение через пылевое облако, образовавшееся после ядерного взрыва . Датчики, измеряющие нейтронное и гамма- излучение, регистрировали опасный уровень и на время прохождения ракетой ядерного "гриба" выключали систему управления, при этом двигатели продолжали работать, а система оставалась застабилизированной до момента выхода ракеты из опасной зоны, после чего автоматика системы управления включалась и корректировала траекторию».

Фото- и видеоматериалов уже по коммерческой, а не боевой ракете, понятно, намного больше, поэтому дальше будет про «Днепр», который отличается от «Воеводы» только головной частью. Как говорит Роскосмос: «Все составные части ракеты-носителя, за исключением переходника обтекателя, являются штатными ракеты РС-20В и используются без доработок». Ниже — стартовые площадки Международной космической компании «Космотрас», которая и запускает переделанные под мирный груз РС-20В:

Географическое расположение космодрома Байконур и Базы подготовки космических аппаратов «Ясный»
Снимки всего цикла подготовки и запуска ракеты-носителя «Днепр» и его полезного груза:

Платформа с космическими аппаратами. Декабрь 2002 г. © «Космотрас» Ракета-носитель «Днепр» в шахтной пусковой установке. © «Космотрас» Пуск ракеты-носителя «Днепр». © «Космотрас»


Дальше — о нескольких стартах.

12.07.2006, Оренбургская область, п. Ясный. Фотографии запуска ракеты «Днепр», конверсионной версии «Воеводы», которая вывела в космос надувной аппарат GENESIS-1 компании Bigelow Aerospace. Тускловато и размыто (на сайте), но других полноразмерных фотографий старта из оренбургской степи «у нас для вас нет». Заказчик, Bigelow Aerospace, вообще показывает миниатюрнейшие огрызки снимков в ужасном флешевом просмотрщике, хотя, казалось бы...

Оренбургская область, п. Ясный, 12.07.2006. Запуск ракетой «Днепр» аппарата GENESIS-1. © novotroitsk.org


29.08.2008, космодром Байконур. Запуск пяти космических аппаратов RapidEye. Ракета-носитель: «Днепр» (РС-20). Спутники RapidEye — это аппараты дистанционного зондирования Земли. Заказчик — компания «SSTL/MDA» (Германское космическое агентство), изготовитель — SST Ltd (Surrey Satellite Technology Limited, Великобритания), MDA Ltd (MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd, Канада).

Неудивительно, что самые качественные фотографии сделаны работниками SSTL: парни работают в суррейской глуши, и вряд ли им есть чем еще там заниматься. Да, и, скорее всего, ха-ха-ха, они располагаются в том же технопарке, что и команда разработчиков игр Lionhead, про которых я писал раньше. «Мир имеет форму чемодана», бгг.
Запуск пяти космических аппаратов RapidEye ракетой-носителем «Днепр». Спутники RapidEyes 1-5 перед отправкой из Великобритании, и персонал SSTL © SSTL
Спутники RapidEyes 1-5 перед отправкой из Великобритании, и персонал SSTL © SSTL


Запуск пяти космических аппаратов RapidEye ракетой-носителем «Днепр». 5 спутников RapidEye с полезным грузом (камерами) в чистовой комнате Байконура © MDA
5 спутников RapidEye с полезным грузом (камерами) в чистовой комнате Байконура © MDA


Запуск пяти космических аппаратов RapidEye ракетой-носителем «Днепр». Платформа B загружена © SSTL
Платформа B загружена © SSTL


Запуск пяти космических аппаратов RapidEye ракетой-носителем «Днепр». Транспортировка головной части к стартовой шахте © SSTL
Транспортировка к стартовой шахте © SSTL


Еще фото: http://www.rapideye.de/home/system/launch-2008/index.html, http://www.sstl.co.uk/Media_Gallery.


«Подготовка к запуску ракеты-носителя «Днепр» (РС-20)» by tvroscosmos. Монтаж на платформу спутников и сборка головной части:




«Пуск ракеты-носителя «Днепр» (РС-20) с 5 космическими аппаратами RapidEye. Дата — 29.08.2008» by tvroscosmos. Сьемка Роскосмоса (ПТС ЦЭНКИКОМ) с трех точек: двумя операторами и одной неподвижной камерой:



Остальные записи: http://www.tvroscosmos.ru/frm/video/start30.php



29.07.2009, космодром Байконур. Запуск кластера космических аппаратов: DubaiSat-1, Deimos 1, UK-DMC 2, Nanosat 1B, AprizeSat 3, AprizeSat 4. Ракета-носитель: «Днепр» (РС-20).

Группа запуска спутников SSTL в Байконуре © SSTL 2009
Группа запуска спутников SSTL в Байконуре © SSTL 2009


Проверка UK DMC © SSTL 2009
Проверка UK DMC © SSTL 2009


UK-DMC2 и Deimos в головном модуле ракеты © SSTL 2009 UK-DMC2 и Deimos закрывают обтекателем © SSTL 2009
UK-DMC2 и Deimos закрывают обтекателем © SSTL 2009


Еще фото: http://www.sstl.co.uk/News_and_events/UK-DMC2_launch_gallery.


«Установка ракеты-носителя «РС-20» в шахтную пусковую установку» by tvroscosmos. Здесь можно увидеть ту самую амортизационную камеру — черную штуку на днище капсулы:




«Монтаж головной части в шахтную пусковую установку» by tvroscosmos:




«Ночной пуск РС-20. Дата — 29.07.2009» by tvroscosmos. Выводимые на орбиту спутники — DubaiSat-1, Deimos 1, UK-DMC 2, Nanosat 1B, AprizeSat 3 & 4:



Остальные записи: http://www.tvroscosmos.ru/frm/video/start49.php.

Link | Leave a comment | Share

Comments {25}

<nickname>

(без темы)

from: archangel_kam
date: 26th Dec 2009 02:05 am (UTC)
Link

У нас на севере полуострова специально отведённый для таких посылок полигон есть. Только и успеваем посылки со всей России принимать. )

Ответить | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 26th Dec 2009 02:28 am (UTC)
Link

Интересно, почему «шлют» только туда? Или не только? (у меня сейчас передозировка военным делом, и такие вопросы я сам выяснять уже не буду)

Ответить | Выше | Thread

<nickname>

(без темы)

from: archangel_kam
date: 26th Dec 2009 02:57 am (UTC)
Link

Не знаю. Наверное, тайна военная.
А ещё возможно отдалённость от разных пунктов, безлюдность и удобство наблюдения.

Ответить | Выше | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 26th Dec 2009 10:55 am (UTC)
Link

Если интересно, в документах МКК Космотрас в презентации программы «Днепр» на 24 странице есть фото, как утилизируют первую, разгонную ступень ракеты, которая, как и рассчитано, упала в пустыне, и рекультивируют место падения. А вот что делают с головными частями, которые и запускаются на полигон? Или там, ха, и собирать уже нечего?

Ответить | Выше | Thread

<nickname>

(без темы)

from: archangel_kam
date: 27th Dec 2009 04:56 am (UTC)
Link

Я не скажу за всю Одессу, но бывает, что снаряды вообще без боевой части посылают. Видел по ТВ кадры, где воронка от упавшего "стилета" располагается прямо вплотную к дереву, срезав ему слегка корни. Само дерево было цело.
Скорее всего, на нашем полигоне отрабатывают точность и процесс доставки. А как бабахает, проверяют где-нибудь ещё. Вроде северней и гораздо западней полигон был?

Ответить | Выше | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 27th Dec 2009 09:48 am (UTC)
Link

Новая Земля? Но там испытывали только, как «бабахают» сами ядерные заряды, насчет приема боеголовок ракет не знаю.

Ответить | Выше | Thread

<nickname>

(без темы)

from: archangel_kam
date: 27th Dec 2009 09:55 pm (UTC)
Link

Ничего не возмусь отверждать. Я от этой всей темы далёк, так что ко всем моим фразам предлагаю добавлять оговорку: "Вроде бы, если я не ошибаюсь."

Ответить | Выше | Thread

Kiwi_Crazy

(без темы)

from: _kiwi_crazy_
date: 26th Dec 2009 06:55 am (UTC)
Link

Как всегда монументально!
Мои мысли в послдеднее время занимает вот эта ракета:

Ответить | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 26th Dec 2009 10:43 am (UTC)
Link

Монументально настолько, что за время поиска хороших иллюстраций первая строчка изменилась с «archangel_kam, от нас к вам сегодня ушел подарочек» на «вчера ушел подарочек».

Ты поищи, что за штука под названием «Молодец» стоит в Санкт-Петербурге в Варшавском музее железнодорожной техники — вот это гарантированно устроит deadlock мозга на пять минут, хе-хе. Так как до этого я очень мало интересовался стратегическим вооружением, то вот это фото вызвало небольшой шок:

15П961 «Молодец» / SS-24 Scalpel

Ответить | Выше | Thread

Kiwi_Crazy

(без темы)

from: _kiwi_crazy_
date: 26th Dec 2009 11:35 am (UTC)
Link

Я тоже не так давно узнал про железнодорожные войска стратегического назначения. Причём по виду от обычных вагонов не отличаются.

Ответить | Выше | Thread

k's

(без темы)

from: andeadd
date: 26th Dec 2009 07:32 am (UTC)
Link

Познавательно, сенькс.

Ответить | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 26th Dec 2009 10:11 am (UTC)
Link

Да что-то нечасто космические технологии в последнее время вспоминают, больше нано-. А у меня ведь это все почти под боком, самому многое было интересно узнать.

Ответить | Выше | Thread

(без темы)

from: fm13
date: 26th Dec 2009 09:34 am (UTC)
Link

оч. круто, спасибо )

Ответить | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 26th Dec 2009 04:29 pm (UTC)
Link

Спасибо за отзыв! Некруто только потом отказываться в подборке от сюжета Первого канала «Царь-ракета», потому что начинаешь понимать, что он попсово, пусть и хорошо, сделан — так как там в нарезке часть сьемок совсем другой пусковой шахты, не «Сатаны» — у него защитная крышка поднимается вверх, а не сьезжает в сторону. А так сильно страдать по «фактеге» не хочется.)

Ответить | Выше | Thread

moj_oduvan4ik

(без темы)

from: moj_oduvan4ik
date: 26th Dec 2009 04:56 pm (UTC)
Link

Очень интересно, спасибо. Взлетающая и тающая звезда...
Зачем только нужны эти боевые ракеты? Я думала, гонка вооружений уже давно закончилась все, что запускают- только в мирных целях.

Ответить | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 26th Dec 2009 06:17 pm (UTC)
Link

Это и есть остатки от той гонки. Вот этот запуск позавчера был, конечно, военным, но и испытательным тоже — проверяли, можно ли вообще говорить о надежности этих ракет. Срок эксплуатации у них уже крайний. Ну и мирных запусков гораздо больше, чем даже военных испытательных, чему я только рад. В общем, меня сильнее интересовали вот эти инженерные приблуды ракетных технологий, чем рассуждения о ядерном паритете, стратегии сдерживания, и пр.

Ответить | Выше | Thread

moj_oduvan4ik

(без темы)

from: moj_oduvan4ik
date: 27th Dec 2009 06:25 am (UTC)
Link

Да, это интересно. Вот и "капиталистам" "наши" ракеты понадобились :-)
Полезный груз- это что-то типа спутников?
Как правильно "полезный груз" или "полезная нагрузка"? Мне оба варианты не очень нравятся-это результат перевода с английского на русский. Все думаю, как это по-русски должно было бы звучать правильно...

Ответить | Выше | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 27th Dec 2009 08:17 am (UTC)
Link

Не знаю, какими именно терминами пользуются сами ракетчики, но «полезный груз» звучит правильно.

Ответить | Выше | Thread

moj_oduvan4ik

(без темы)

from: moj_oduvan4ik
date: 3rd Jan 2010 02:18 am (UTC)
Link

Раз пошла такая пьянка, я тоже начну ссылками кидаться :-) А то я поскромничала.
Я вот тоже прикоснулась к этой теме, писала про Иридиум ( ну от темы Компьютерры нам не судьба уйти!):

http://www.computerra.ru/vision/440739/

В статье в описании Iridium Next фигурирует как раз "полезная нагрузка"- именно это сочетание использует московское представительство Иридиум в своих материалах.
Мне становится все интереснее и интереснее, как правильно. Ведь каждый мог придумать свой неологизм при переводе!

Ответить | Выше | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 3rd Jan 2010 10:35 pm (UTC)
Link

Ага, то есть интерес был совсем не праздный.)

Ответить | Выше | Thread

moj_oduvan4ik

(без темы)

from: moj_oduvan4ik
date: 4th Jan 2010 08:06 am (UTC)
Link

Нет, не праздный- почти каждое слово заверялось московским представительством крмпании. Судя по Вашему подробному рассказу, Вы очень даже в теме. Поэтому было бы интересно узнать Ваше обоснование для "груза" vs "нагрузки". Прямой перевод с английского- это как раз "нагрузка". Неужели русских аналогов не существует?
ИЛи може быть, нагрузок может быть много, а груз один?

Ответить | Выше | Thread

Sun Fire

(без темы)

from: t2000
date: 4th Jan 2010 10:07 am (UTC)
Link

Да нет, как я могу быть в теме — я всего пару дней, из любопытства, читал случайные материалы по этим ракетам. А потом собрал самое яркое здесь: посмотрите, тут цитат намного больше, чем моего прямого текста. Да и перед любым более-менее содержательным комментарием здесь лез в поисковик, хы-хы.

И я предпочту «полезный груз» «полезной нагрузке» в контексте запуска спутников просто исходя из собственного чувства языка, а не потому, что учился на аэрокосмическом факультете — все же обучался я не там, а на факультете информационных технологий. Прямые аналоги этого термина, может, и существуют, но я, как дилетант, о них не знаю.)

Ответить | Выше | Thread

moj_oduvan4ik

(без темы)

from: moj_oduvan4ik
date: 4th Jan 2010 05:47 pm (UTC)
Link

Ну пару дней- уже в теме!
Хорошо, будем наблюдать дальше. Мне просто странно, что используется явно переводной термин. Вроде бы мы когда-то в космосе были впереди планеты всей, значит и термины должны были бы быть свои!

Ответить | Выше | Thread

анатолий адамов

мощь

from: анатолий адамов
date: 20th Nov 2011 11:15 am (UTC)
Link

есть в россии еще запас мощности благодаря бывшему ссср.тогда делали на совесть все потому и летает еще все.

Ответить | Thread

knight_student

(без темы)

from: knight_student
date: 13th Jun 2012 11:49 am (UTC)
Link

невероятно

Ответить | Thread